Ростовская область не может отказаться от привозных
продуктов, поскольку свои негде хранить, перерабатывать и продавать. Эти
проблемы обсудили участники круглого стола по продовольственной безопасности,
который прошёл в Ростове. — Местного сырья нам не хватает, — честно признала
Любовь Акулович, директор Новочеркасского мясокомбината. — Мы брали малые партии
мяса из-за границы на пробу. В итоге мы выбрали российскую свинину — донскую, из
Краснодарского края и Ставрополья, а говядину — из Белоруссии. — У нас проблема
с переработкой сырья. Люди выращивают сахарную свёклу, а сахарного завода в
области нет. Также и с зерном, которое мы импортируем, — у нас нет своего
макаронного завода, — отметил Юрий Корнюш, советник президента областной ТПП по
вопросам АПК. Доля перерабатывающей промышленности в области не дотягивает до
30%, а в Краснодарском крае превышает 70%. Проблема не только в переработке
продукции, но и в реализации. В станице Багаевской местные жители не могут
вывезти свои огурцы на продажу, поэтому в итоге станичные огурчики выходят
дороже, чем турецкие. Вот и получается, что мелкие предприниматели на селе, если
верить статистике, в подавляющем большинстве заняты торговлей, а лишь 10-15% —
непосредственно выращиванием овощей, фруктов и прочего. Ведь вырастить свинку
или огурец — это полдела. А вот как их потом продать, чтобы заработать?
Федеральные торговые сети, открывшие магазины в Ростовской области, предпочитают
работать с федеральными поставщиками. И дело не только в привычке. — Мелкий
производитель вынужден на коленях ползать, сети этим пользуются, заставляют
сбрасывать цену. Но это правила игры, свободная конкуренция, — развёл руками
Корнюш. Кроме того, донские производители чаще всего не могут гарантировать
соблюдение сроков поставки, обеспечить перевозку товара и его хранение. — Доля
донской продукции в целом составляет 34%, а на рынках — 90%, — отметила
Акулович. В основном это мясная продукция, крупа, подсолнечное масло. Главные же
конкуренты по продовольствию — это Краснодарский край, Белгородская область и
немного Ставрополье. Вот только горожане предпочитают закупаться как раз в
гипермаркетах: в Ростове, например, доля реализации товаров на рынках в общем
объёме составляет менее 10%. По словам Маргариты Родионовой, замначальника
отдела гигиены питания Роспотребнадзора, в крупных торговых сетях строже
проводят контроль холодильного оборудования, поэтому, по идее, продукты должны
там быть качественнее. Но с этим утверждением не согласилась Акулович: — Сети
требуют от поставщиков эксклюзивно низкую цену. И наши производители начинают
колдовать, чтобы удешевить продукт. Поэтому высококачественная, дорогая
продукция вымывается из сетей. Свой вариант, как дать отпор сетям, предложил
Корнюш: — Фермеры должны объединиться в союзы. Тот же Союз фермеров в США — это
вам не ИП Иван Пупкин. Тогда они смогут держать цену, подменять друг друга на
поставках в непредвиденных случаях, можно будет зарегистрировать свой товарный
знак. А администрация не может указывать, кому какой товар продавать, тогда уже
антимонопольная служба укажет на нарушение закона. Кроме того, союзы должны быть
специализированными по отраслям: например, картофельный союз и т. п. — Если
вместе соберутся 20-30 бедных, что с них взять? — парировала Акулович.
Покупателю, в свою очередь, не так уж важно, кому принадлежит магазин. Важнее
всего свежесть и состав продуктов. — Нам звонят люди и спрашивают: вот в составе
есть такие-то E, а у нас в стране они разрешены? — рассказала Родионова. — У нас
есть продукты со специальными отметками на ценниках — «Сделано на Дону». Это
помогает привлечь внимание к продуктам. Однако, по нашему опросу, люди не
очень-то понимают, что скрывается под брендом «Сделано на Дону». Они всё равно
проверяют, где произведен товар, — рассказала Чюрина. Еда местного производства
психологически кажется свежее, однако это не всегда так: мороженое, к примеру,
имеет очень большой срок хранения. В итоге мнения участников круглого стола
разделились. Одни считают, что правительству нужно использовать административный
ресурс, чтобы ограничить поставки продукции из других регионов. Другие — что
фермерам нужны гарантированные цены, по которым они смогут реализовать свою
продукцию, а также развитая логистика, за что должна отвечать областная
администрация. — У нас, в отличие от Краснодарского края, просто «мертвая»
администрация. На выставке «Ростов гостеприимный» не было ни губернатора, ни
мэра! — подметила Лидия Фомина, главный редактор журнала «АПК Юга России». К
сожалению, самих фермеров на круглый стол не пригласили, поэтому неизвестно, как
они оценивают ситуацию.
Источник: Ростовское
агентство новостей (
http://donnews.ru/ )